№23 2019

Статья Н.Т. Энеевой «Митрополит Московский Филарет (Дроздов) – великий святитель XIX в.» посвящена вопросу характера заслуг святителя Филарета перед Церковью, государством, русской культурой и обществом. Автор показывает в сколь разных направлениях жизнедеятельности приходилось действовать самому известному русскому святителю XIX столетия, как многогранна была сфера приложения его сил и как важна для России оказалась подобная церковная фигура.

Статья О.В. Кириченко «Верующий коммунисты в советское время» обращена к важной теме сосуществования внутри советской номенклатуры взаимоисключающих вещей — веры и атеизма, церковности и принадлежности к коммунистической партии. Вопрос, насколько нам известно, впервые ставится как научная проблема, поскольку источников не так много, они рассыпаны, не описаны, эта тема сильно мифологизирована. Большая часть источников, используемых в статье было собрано в этнографических экспедициях автором. Автор прослеживает определенную эволюцию в сращивании «веры и атеизма», начиная с 1920-х и до начала 1990-х годов. Особым временем активизации веры среди коммунистов (всех иерархических уровней) была Великая Отечественная война. Рассмотрение указанного процесса за весь исторический период существования советской власти, позволило автору статьи прийти к выводу, что сосуществование и даже сближение «веры и атеизма» было вызвано не их внутренней природой, сколько невозможностью части коммунистов отказаться от традиционных норм жизни. Таким образом, это сосуществование было формой борьбы, а не формой согласия и единения.

Статья Г.А. Романова «Традиции ограждения от бед частных домов в Европе и России» обращена к теме защитных функций в христианстве, как в православии, так и в католичестве. Речь идет о символико-культурных формах у католиков и о символико-религиозных формах у православных христиан русской традиции. Автор сравнивает и рассуждает о причинах этой разницы.

Статья С.С. Крюковой «Обычно-правовые традиции русских крестьян в советской доколхозной деревне» обращена к теме трансформации обычно-правовой культуры в доколхозной советской деревне, тем не менее — дореволюционные земельно-хозяйственные традиции и их регламентация оказались вполне востребованы; более того, они были едва ли не единственной надежной точкой опоры новой власти в условиях кардинальных перемен и экономической нестабильности в пореволюционной деревне. В условиях революционных потрясений и становления нового права традиционный уклад оставался в повседневной жизни крестьян залогом хоть какой-то стабильности, своего рода платформой для адаптации к изменившимся условиям жизни. Советское официальное право, несмотря на всю противоречивость законодательных норм этого периода, также было ориентировано в 1920-е гг. на обычай как один из источников социального, экономического и политического регулирования в деревне, советское право инструментализировало его.

В статье Т.А. Листовой «Категории православной антропологии и мистического мира христианства в мировоззрении и поведении русских» автор сосредотачивается на следующих проблемах: какова современная концепция (конца XX – начала XXI в.) человека и ее соотношение с миром иррациональным; каким он видит сопряжение двух ипостасей своего бытия; насколько действенным было влияние идеологии атеизма на традиционные религиозные концепты и сохраняется ли их влияние на систему ценностей и поведение человека, что было очевидным в традиционной культуре прошлого; насколько сейчас значимы представления о возможных контактах с мистическим окружающим миром. Современные полевые материалы показывают, что в большей или меньшей степени происходит возвращение или оживление в памяти народа того фонда духовно-антропологических представлений, который сумел выстоять в годы атеизма.

Статья Н.В. Шляхтиной «Отношение к вдовам в советский и постсоветский периоды» посвящена практически неизученной теме, поскольку сообщество вдов в эти периоды перестало носить социально структурированный характер; существующее (сообщество) в рамках определенных сословий, как это было в дореволюционное время. Статья построена большей частью на полевых материалах, собранных автором в Воронежской, Тамбовской, Белгородской, Курской областях. Автор показывает, что из двух групп вдов (солдатских и социальных) в советское время первенствующее значение получают первые, в связи с событиями Великой Отечественной войны. Довоенный же период характеризуется сознательным разрушением (советской властью) социально-структурированной корпорации вдов в силу ее большой общественной активности. В послевоенный период наблюдается процесс возвращения к народным (структурированным) формам вдовства, но не поддержанным властью в масштабах всей страны и потому со временем разрушавшихся. Постсоветский период принес господство неструктурированных форм вдовства без разделения его на социальное и военное.

В статье Т.А. Ворониной «Питание русского народа в период восстановления народного хозяйства» основное внимание уделяется вопросу продовольственного снабжения русского народа в 1945-1964 гг., когда в стране после окончания войны шло восстановление народного хозяйства. Источники включают мемуарную и художественную литературу, кинофильмы, а также свидетельства очевидцев, переживших трудности этого периода, и электронные ресурсы. В статье показано, что послевоенные трудности начиная с 1946-1947 гг., когда в стране разразился голод, а также во время хлебных кризисов в 1950 — начале 1960-х гг., системно преодолевались правительственными мерами, постепенно увеличивался ассортимент основных продуктов, что сказалось на улучшении домашнего питания горожан. Сеть предприятий общественного питания намного расширилась, улучшилось их меню. Вместе в тем, аграрная политика усугубила продовольственное обеспечение жителей села и вызвала их массовую миграцию в города. Таким образом, питание русского народа находилось в тесной взаимосвязи с теми переменами, которые происходили в обществе.

Научная заметка Е.А. Цыбизова «Город, основанный в честь св. страстотерпца императора Николая Александровича» обращает внимание читателя на тему личного участия государя Николая II, как основателя Новосибирска, а тогда Новониколаевска, его денежной помощи, а также нравственной и духовной поддержке жителей города в тяжелое время пожаров и других бед и трудностей.

Завершает номер рецензия О.В. Кириченко на монографию М.В. Лескинен «Великоросс/великорус. Из истории конструирования этничности. Век XIX» (М.: Индрик, 2017). Здесь ставится вопрос об ответственности гуманитария – историка, этнографа, лингвиста за общие характеристики нравственного характера, выносимые ив отношении целого народа. Рецензент показывает, что автор, используя методологию конструктивизма, решает задачи, далекие от подлинной науки.