№24 2020

Открыть текст 24 номера.


В двадцать четвертом номере
девять материалов, размещенных в четырех рубриках.

Теории. Концепции. Дискуссии.

Кириченко О. В. Духовное влияние советского строя на иерархов и духовенство в 1960‑е—1980‑е годы.

Статья посвящена малоизученному явлению – церковному инакомыслию, которое было порождено влиянием «советской духовности» не только на общество, но и на Церковь. Автор ставит проблему инакомыслия и диссидентства как явлений, выросших в недрах высшей советской номенклатуры и потом уже распространившихся на низшие слои, затронувшие и церковную среду. Апелляция к Западу как к третейскому судье была закономерным явлением советской действительности, что требует научной проработки и объяснения.

Исследования.

Соловьева Л. Т. Крещение Грузии: народная традиция и исторические свидетельства

Автор рассматривает свод сохранившихся свидетельств о крещении Грузии и распространении там христианства. Важно соотнести пласт народных преданий с историческими фактами, сохранившимися в документах, в письменных и других источниках. Никаких противоречий здесь не наблюдается. Можно констатировать, что христианизация страны была благом для ее народа, поскольку повлияла на этногенез и в конечном счете на появление грузинского этноса, сформировала основу грузинской культуры.

Арутюнян Г. Э. Суточный круг армянской апостольской церкви: структура ее литургии и связь с византийскими литургиями

Статья посвящена истории сложения божественной литургии Армянской Апостольской Церкви. Автор опирается на анализ сохранившихся источников, позволяющих говорить о византийских корнях армянской литургической традиции. Опираясь на современную литургию, реконструируя те ее формы, которые складывались постепенно, автор раскрывает перед читателем путь армянской церковной литургической традиции.

Шляхтина Н. В. Отношение к нищим государства и общества в советское время

Автор рассматривает социальную категорию нищих в религиозном контексте, а также в свете конкретной русской этнической традиции. В целом отношение к нищим в советское время характеризуется в статье как репрессивное, вне традиции, вне религиозных норм.

Матвеев О. В. «Тушат зажженную у иконы свечу и смотрят…»: из фольклорно‑этнографического наследия станичной учительницы

Статья посвящена собирательнице фольклорно‑этнографического материала на Тереке народной учительнице Е.Н.Бутовой, которая в 1880‑х—1890‑х преподавала в казачьих станицах и посвящала свой досуг работе по программе «Описания местностей и племен Кавказа» Кавказского учебного округа. Созданные ею очерки традиционной культуры станиц Ищерской и Бороздинской, а также публикации сказок и песенного материала выполнены в духе описательной этнографии XIX века. Тем не менее материалы Е.Н.Бутовой совокупно с другими публикациями дореволюционных станичных краеведов позволяют более поздним исследователям проследить динамику традиционной культуры терского казачества, переосмыслить с помощью современной методологии накопленные собирателями факты.

Публикации источников и материалов.

Любомудров А. М. «Новый, тихий и уединенный путь церкви». Духовная жизнь русской эмиграции в малоизвестных очерках Бориса Зайцева / Подготовка публикации и предисловие

Публикуются очерки классика русской литературы Б.К.Зайцева, посвященные событиям церковной жизни и духовным лицам русской эмиграции. Тексты взяты из редкой периодики зарубежья и малоизвестны в России. Материалы уточняют общую картину духовной и культурной жизни зарубежной России, включают описания съезда Студенческого христианского движения, Сергиевского подворья, благотворительных организаций, а также рисуют облик и пастырское служение митрополита Евлогия, архимандрита Киприана Керна, протоиерея Георгия Спасского.

Кириченко О. В. «Мои воспоминания»: воспоминания Валентины Андреевны Звонковой / Подготовка публикации и предисловие

В центре воспоминаний стоит судьба самого автора, идущего сложной и тернистой дорогой православного христианина в атеистическом государстве и обществе. Автор показывает, что путь этот был непрост не только из‑за преследований верующих, но даже в большей степени из‑за особой нравственной атмосферы в быстро атеизирующемся советском обществе, где попирались традиционные нормы брачных отношений, где рушились привычные родственные связи и т.д. Воспоминания отмечены тонкими наблюдениями автора за жизнью современников, как церковной, так и светской.

Рецензии. Аннотации. Сообщения.

Вдовин А. И. Рецензия на монографию: Кириченко О. В. Общие вопросы этнографии русского народа. Традиция. Этнос. Религия. — СПб.: Алетейя, 2020. — 958 с.

Автор рецензии обращает внимание читателей на обобщающий характер данного труда как на знаменательное явление, поскольку за такими работами стоят труды ученых советского и постсоветского времени. Автор высоко оценивает попытку О.В.Кириченко представить этническую историю русского народа сквозь призму традиционности и православной религиозности.

Кириченко О. В. Семинар «Православие, этнос и русская народная культура». Краткий обзор 20 лет работы

Семинар появился в Институте этнологии и антропологии РАН как платформа для обсуждения научных идей, концепций, результатов исследований православных ученых и православия, как такового (Церкви, веры, мировоззрения, культурообразующего явления и проч.). Междисциплинарный характер его позволил привлечь сюда ученых из разных областей гуманитарного знания: этнографов, педагогов, историков, филологов, искусствоведов, архитекторов; исследователей из светской области мысли и церковной. Ныне семинар решает новые задачи — более проблемного и теоретического характера.