№6 2007
Шестой номер состоит из четырнадцати материалов.
В разделе «Теории. Концепции. Дискуссии» семь статей.
Статья этнографа Х.В.Поплавской «Русское паломничество к христианским святыням Востока и Запада и отражение этой традиции в паломнических сочинениях разных веков» имеет цель показать общие контуры традиции паломничества, сложившейся в России, разнообразие путей и форм этой народной традиции, указывающей на глубокое понимание народом религиозных идеалов, на благочестие, широко бытующее в народной среде.
Статья этнографа К.В.Цеханской «Почитание мощей святых и могил подвижников благочестия: истоки и современные формы» посвящена другой общераспространенной в народе традиции — почитанию святынь, реликвий и мощей, а также могил непрославленных Церковью святых. Автор показывает, как складывалась в Средневековой Руси эта традиция и как она существовала в последнее столетие, на примере отдельных подвижников, в основном, Московского региона.
Статья искусствоведа М.Н.Городовой ««Какова мера ангела…» (О некоторых особенностях числовой символики в архитектуре древнерусских храмов)» затрагивает тему религиозной символики, норм, закономерностей и особенностей, которые можно проследить в древнерусской архитектуре. В основе соотношения форм, как показывает автор, лежал определенный канон, корни которого тянутся в ветхозаветное время.
Статья искусствоведа в области архитектуры А.Л.Павловой «Росписи храма Воскресения Словущего в с. Сертякине Московской обл. и проблемы современного церковного искусства» посвящена конкретному опыту современной росписи храма, учитывающей традиционные подходы.
В статье филологов Ю.А.Лабынцева и Л.Л.Щавинской «Белорусское униатство и православие в жизни Адама Мицкевича» поднимается важная для литературоведов тема религиозной традиции, на которой был воспитан самый крупный польский поэт, показывается, каким сложным в конфессиональном плане был регион Новогрудчины, где проходило возрастание поэта.
Статья краснодарского историка О.В.Матвеева ««В жизни тот один достоин». Православная Сербия в исторической картине мира Кубанского казачества» на основе фольклорного и исторического материала раскрывает феномены «единоплеменности» и «единоверия» на примере симпатий кубанского казачества к сербским братьям.
Статья М.М.Громыко «К жизнеописанию праведного старца Феодора Кузьмича Сибирского (Томского): Источники исследования (окончание)» завершает публикацию серии статей, посвященных анализу источников и в целом проблеме идентичности святого старца Федора Кузьмича, подвижника из Сибири, и императора Александра I. В данной статье автор рассматривает такие круги источников, как эмигрантские, официальные и косвенные, которые подтверждают гипотезу об идентичности этих лиц.
В рубрике «Научные сообщения» два материала.
Собранные московской исследовательницей А.В.Антиповой «Материалы к жизнеописанию священномученика протоиерея Михаила Белороссова — настоятеля храма Воскресения Христова города Романова‑Борисоглебска».
Заметка Л.С.Рафиенко «Из истории уничтоженной церкви Святителя Николая Чудотворца на Столпах» обращает внимание на один из красивейших средневековых московских храмов, уничтоженный в годы советской реконструкции Москвы.
В рубрике «Публикации источников и материалов» четыре публикации:
О.Л.Миловой «Документальные свидетельства о гонениях на духовенство в СССР в 1929—1931 гг.», где представлен новый материал из архива «Фонда помощи политическим заключенным», руководимого Е.Пешковой;
М.М.Громыко «Сведения о старце Феодоре Кузьмиче, собранные в 1882 г. у крестьян сел Коробейниково, Белоярское и деревни Мазули», где автор публикует новые источники по теме;
Автор из г. Моршанска И.А.Озорнов представляет воспоминания, собранные им у жителей города Моршанска о местном подвижнике, «Юродивый Христа ради по прозвищу Колодочник, подвижник слободы Коршуновки г.Моршанска»;
Подготовленная к печати О.В.Кириченко беседа 1997 года с прот. Михаилом Трухановым о лагерном периоде его жизни.
В рубрике «Рецензии. Аннотации. Сообщения» представлена рецензия О.В.Кириченко на учебное пособие «Мозаика культур», созданное международным коллективом авторов. В рецензии отмечено, что данное пособие не может быть допущено в школу по причине крайней его тенденциозности.
Размер файла: 11,8 MB