№8 2008

Открыть текст 8 номера 

В восьмом номере тринадцать материалов в пяти рубриках.

В разделе «Теории. Концепции. Дискуссии» статья К.В.Цеханской «Феномен православной личности и пути ее сохранения в крестьянской среде в конце XIX — начале XXI в.», в которой ставится вопрос о значении традиции и религиозной среды для созидания духовной личности в простонародной крестьянской среде.

В рубрике «Исследования»

Статья Т.А.Листовой «Общественно-религиозные праздники на русско‑белорусском пограничье («свеча», «Божья свеча», «гулять икону»)» посвящена локальному народному обычаю «свеча», суть которого состоит в выделении церковной свечи в качестве отдельного сакрального объекта почитания, воздании чести этой любимейшей народом святыни, символизирующей жертву Богу.

Статья известного московского искусствоведа Н.Н.Чугреевой «Божественный покров. Казанская икона Божией Матери в XX — начале XXI в.» посвящена почитанию в народе самой известной иконы Божьей Матери «Казанской». Приводятся редкие сведения, касающиеся главных святынь Казанского извода.

В статье психолога В.В.Абраменковой «Детская святость в русском православии: на путях пересечения агиологии и психологии» ставится важный и малоизученный вопрос о детской святости в русском православии, рассматриваются не только конкретные примеры, но и дается интерпретация таким явлениям, как юродство и «святое детство».

Статья Н.Н.Блохиной «История деятельности Алексеевского общества дел милосердия на Успенском  острове (1903—1917)» раскрывает историю одной из петербургских женских общин, возникших на приходе по инициативе духовно деятельного и энергичного священника.

В статье московского историка Л.С.Рафиенко «Культурный и общественный деятель Перми Д.Д.Смышляев и Императорское Православное Палестинское общество» раскрывается судьба одного из купцов‑меценатов из Перми, принявшего активнейшее участие в деятельности Палестинского общества на Святой Земле. Позже на эту тему автор опубликует монографию.

Рубрика «Научные сообщения»

Сообщение архимандрита Макария (Веретенникова) «О православном месяцеслове», где показывается, как менялся русский церковный месяцеслов во времени за счет появления новых имен и чинов святых.

В заметке И.В.Хохлова «Мемориальные функции полковых церквей русской армии (XIX — начало XX в.)» отмечена такая малоизвестная функция полковых церквей, как функция хранения военных реликвий, привитая в России с петровских времен.

Заметка Е.Ф.Фурсовой «Христианская символика в рукодельях крестьянок Западной Сибири (конец XIX — начало XX в.)». Автор обращается к тканным полотенцам и вышивкам с христианской символикой.

В рубрике «Публикации источников и материалов» два материала:

Продолжение публикации Г.П.Дурасова «Келейные записки схиигуменьи Амвросии», начатой в седьмом номере.

Публикация Р.Ю.Просветова «Моя жизнь (воспоминания Михеева Михаила Васильевича)» о событиях раскулачивания в тамбовской глубинке глазами крестьянина.

В рубрике «Рецензии. Аннотации. Сообщения» два материала:

Рецензия А.И.Кузнецовой на книгу: «Кому повем печаль мою…». Духовные стихи Верхокамья / под ред. И.В.Поздеевой. М., 2007. В книге представлены результаты этнографических экспедиций с 1972 по 2002 год.

Итоги I Всероссийского конкурса юношеских исследовательских и проектных работ по историко‑церковному краеведению комментируют Ю.А.Харитонова и Ф.Н.Савельева.


Размер файла: 5,93 MB