№15 2014

В пятнадцатом номере пятнадцать материалов, распределенных по четырем рубрикам.

В рубрике «Теории. Концепции. Дискуссии» четыре статьи.

Статья М. М. Громыко «Общественное значение православной веры ученого» посвящена важному вопросу веры ученого не как его «личной жизни», а как важнейшего инструмента его профессионализма. Автор обращается к судьбам живших в советское время ученых, с которыми пришлось общаться лично.

Статья М. А. Некрасовой «Статус народного искусства в современной культуре и образовании России как проблема методологии понятий» обращена к теме выработки понятий, необходимых для понимания проблемы религиозности народного искусства.

Статья Н. Н. Пономаревой «Возрождение традиций русского образования (Из опыта Школы Народного Искусства Императрицы Александры Федоровны)» посвящена представлению опыта школы, которой она руководит с момента основания, с начала 1990‑х годов. В основе возрождения традиций, по мнению автора, должны лежать идеи лучших дореволюционных русских педагогов и их опыт, прежде всего С. А. Рачинского, Н. И. Ильминского, Д. И. Ушинского.

В статье К. В. Цеханской «Православная скульптура в городском ландшафте: конфликт новизны и традиции» ставится вопрос о появлении православной скульптуры как распространенного, но неоднозначного для Церкви явления.

В рубрике «Исследования» семь материалов.

Статья Н. Н. Блохиной «Августейшие сестры милосердия в годы Первой мировой войны» посвящена конкретному сюжету — участию царицы Александры Федоровны и старших ее дочерей в трудах милосердия в роли сестер в больницах, военных госпиталях. Автор публикует материал, показывающий лиц царской семьи совершенно в ином свете, отличном от того, в котором их представляла демократическая и революционная печать.

Статья О. В. Кириченко «Отношение к богатству в русской православной традиции (XVIII — начало XX в.)» посвящена теме конвертации богатства. Автор обращается к исследованию социальной формы конвертации. Публикации по данной теме начаты автором в 13 и продолжены в 17, 18 и 19 номерах журнала.

Статья Т. А. Ворониной «Особенности постного рациона вологодских крестьян в конце XIX века (по материалам Тенишевского бюро)» наполнена этнографической спецификой вологодской крестьянской постовой пищи, включая особенности, связанные с аграрным календарем.

Статья известного искусствоведа Е. И. Кириченко «Главный художник фабрики церковной утвари товарищества «П. И. Оловянишникова сыновья» С. И. Вашков и модерн» рассказывает о творцах и образцах русского модерна — замечательного направления в русском искусстве конца XIX века, о технологических тонкостях, характерных для этой школы.

Статья нижегородского историка Ю. И. Кривцова «Легенда об основании Чудова монастыря на месте Ордынского подворья. Происхождение и современные интерпретации» посвящена критике общепринятой точки зрения на обстоятельства появления Чудовской обители и обоснованию другого взгляда на ее историю.

Статья Н. К. Чернышевой «Православные святые и подвижники благочестия в изданиях Сибири и Дальнего Востока XIX — начала XX в.» посвящена выяснению источников сибирской агиографии.

Статья Ю. А. Лабынцева и Л. Л. Щавинской «Православная народная литература наших дней в городах межграничья России, Беларуси и Украины» посвящена выявлению рукописных религиозных текстов, разных по формам, которые, как отмечают авторы, трудно систематизировать, настолько пестрым является их состав.

В рубрике «Научные сообщения»

Сообщение Л. С. Рафиенко «Архимандрит Антонин Капустин — выдающийся деятель Иерусалимской Русской Духовной миссии, ученый и коллекционер», подчеркивающее многосторонний характер деятельности этой эпохальной личности.

В рубрике «Рецензии. Аннотации. Сообщения» три материала.

Некролог С. Г Петрова, посвященный академику Н. Н. Покровскому — выдающемуся филологу и историку, работавшему в Новосибирске и создавшему там крупную научную школу.

Некролог М. Ю Дронова, посвященный филологу и библиофилу Н. М. Пашаевой — автору и другу нашего журнала, человеку яркому и самобытному, многие десятилетия трудившемуся в Российской исторической библиотеке в Москве.

Заметка А. М. Грязновой «О выставке работ художника М. В. Нестерова, прошедшей в 2013 г. в Москве» посвящена восприятию одной картины мастера, ее духовной и художественной глубины. Речь идет о картине 1903 года «Молчание».

Открыть текст 15 номера

Размер файла: 10,2 MB