№22 2019
Двадцать второй номер состоит из десяти материалов, расположенных по трем рубрикам.
В рубрике «Исследования» пять статей.
Статья И. Б. Иванова «Идейно‑политическое наследие Русского Зарубежья в современной России» освещает фундаментальную проблему русского зарубежного наследия. Автор рассматривает причину невостребованности этого огромного опыта и наследия и связывает ее с активным противодействием этому со стороны определенных сил внутри России.
Статья Н. Т. Энеевой «Игуменья Ольга (Слёзкина) — настоятельница Покровской обители в Бюсси‑ан‑От» продолжает тему Русского Зарубежья. Автор — крупный знаток этой проблематики, автор‑составитель нескольких фундаментальных изданий по русской эмиграции — обращается к судьбе конкретного лица, яркого представителя русской женской монашеской школы.
Статья О. В. Кириченко «Значение А. И. Солженицына для сохранения русской этнической культуры» выходит за рамки абстрактно‑ценностного подхода к общественно значимой личности. Автору такая личность интересна с точки зрения всех возможных ключей разумения: традиции, модерна и постмодерна. Только так можно увидеть разные срезы в солженицынской многогранности: особенности его почвенности как причины его отступления от традиции и даже модерна.
Статья Т. И. Квашниной «Современные крестные ходы в Пермском крае» важна для данного направления исследования конкретикой опыта, тщательно и умело представленного автором. Автор обращается к Пермскому региону, имеющему богатую традицию крестохождения, и показывает, как в постсоветское время разворачивался этот процесс. Статья построена на огромном полевом материале (опросах, дневниках, личных впечатлениях автора, многочисленной проработанной литературе по крестохождению).
Статья Т. А. Ворониной «Особенности культуры питания у русских в 1941—1945 годах» представляет питание как этнический компонент русских в годы Великой Отечественной войны и продолжает начатую и озвученную автором в предыдущих статьях по более раннему советскому периоду тему. Впервые ставится вопрос об этнических особенностях питания в годы войны, что, безусловно, оправдано и имеет важное значение.
В рубрике «Публикации источников и материалов»
Представлен редкий источник «Местная память о битве на реке Сить в 1238 г.», подготовленный А. Н. Паршиной, собравшей предания об известной битве на р. Сить в 1238 г. в своем родном селе Красном Тверской области. Автор замечает разницу советского и дореволюционного отношения к памяти: веками хранившиеся в местной часовне реликвии в советские годы достали и увезли в музей, а часовню закрыли.
Публикация О. В. Кириченко «Воспоминания о строительстве сельского храма Воскресения Христова в с. Битюг‑Матреновка Воронежской обл. А. А. Ивановой (монахини Митрофании). Часть 2» продолжает тему, начатую в предыдущем номере. Автор воспоминаний повествует о восстановлении памяти в дорогих для нее местах: где были разрушены храмы, где был похоронен в советское время ее дед‑священник, где погиб вместе с товарищами в годы Великой Отечественной войны ее отец. Все эти шаги пожилой уже женщины сопровождались установлением крестов и поминальными службами на этих местах.
Публикация Ю. И. Власовой «Дело против священника о. Василия Лиддовского и других лиц 1933 г.» обращена к памяти ее деда — репрессированного священника с. Красное Тверской обл. Автор публикует и комментирует документы следственного процесса 1933 г. над «антисоветской» группой во главе со священником.
В разделе «Рецензии. Аннотации. Сообщения»
Рецензия Н. В. Шляхтиной на книгу: Романов Г. А. В крестный ход идет народ: впечатления паломников о сотнях крестных ходов в России, о крестных ходах в честь новомучеников во время Елизаветинского маршрута Москва—Урал—Сибирь. М.: Союз Дизайн, Фонд ЕСПО, 2017. Автор рецензии раскрывает значение этого крупного труда для современного читателя, представляет работу, имеющую важное значение для исследования современной религиозной жизни православных христиан, народной традиции в ее современном звучании.
В научном сообщении С. Мартакова «Традиции крестных ходов в г. Борисоглебске Воронежской области» описывается современное состояние традиции крестохождения на примере крестных ходов в указанном регионе.